ФЭНДОМ

! Эта статья не соответствует правилам оформления и заполнения статей, принятым на Города и страны вики!
Требуется переоформить, пользуясь соответствующими руководствами.
!

Хорватия (хорв. Hrvatska), официально Республика Хорватия (хорв. Republika Hrvatska) — государство на юге Центральной Европы, частично на западе Балканского полуострова, бывшая союзная республика в составе Югославии, ставшая независимой в 1991 году. Форма правления — парламентская республика.

Столица и крупнейший город — Загреб. Хорватия граничит на северо-западе со Словенией, на северо-востоке — с Венгрией и Сербией, на юге — с Боснией и Герцеговиной и Черногорией; на западе омывается Адриатическим морем и имеет морскую границу с Италией.

Национальная валюта — куна.

Страна является членом ООН с 1992 года; ОБСЕ, Совета Европы, НАТО с 2009 года; Европейского союза с 2013 года.

Вооружённые силы Править

Первые хорватские военизированные формирования Править

Первое хорватское военизированное формирование было создано вскоре после окончания Первой мировой войны и распада Австро-Венгрии, в 1918—1920 годах, когда при «Хорватском комитете» был создан «Хорватский легион», объединивший «зелёные кадры» (бывших военнослужащих австро-венгерской армии хорватской национальности, в основном офицеров). В общей сложности, «Хорватский легион» объединял до 300 человек, из них не менее 250 бывших офицеров (в том числе, до 50 старших офицеров), имел антикоммунистическую идеологию и в своей деятельности ориентировался на хортистскую Венгрию и фашистскую Италию.

Вооружённые силы Независимого государства Хорватия (1941—1945) Править

В начале апреля 1941 года, перед нападением на Югославию, на итальянской территории началось формирование пехотного батальона из хорватских националистов. Всего, по различным данным, до 15 апреля 1941 года на территории Италии прошли военную подготовку от 260 до примерно 300 хорватских националистов.

После начала войны стран «оси» против Югославии, 10 апреля 1941 года было создано марионеточное «Независимое государство Хорватия». В этот же день был принят закон о создании вооружённых сил Хорватии, получивших название «Хорватское домобранство» — из трёх родов войск:

  • хорватская армия (Hrvatska vojska)
  • военно-морские силы НГХ (Mornarica Nezavisne Države Hrvatske), созданы 12 апреля 1941 года
  • военно-воздушные силы НГХ (Zrakoplovstvo NDH), созданы 19 апреля 1941 года

Создание хорватских вооружённых сил проходило под немецким контролем. 15 апреля 1941 ОКХ рассмотрело вопрос о создании хорватских вооружённых формирований. Предложение о создании «хорватского легиона» было отклонено, но разрешение на создание из хорватов вооружённых подразделений численностью до батальона было утверждено уже 16 апреля 1941.

Созданные весной 1941 года вооружённые формирования усташей («Ustaška vojnica») вошли в состав хорватских вооружённых сил. После того, как 17 мая 1941 года было создано управление общественного порядка и безопасности НГХ, они получили новое наименование («усташская служба надзора») и единую структуру: в деревнях создавали «рой», в общинах — «табор» усташской службы надзора.

15 июня 1941 года Хорватия присоединилась к Берлинскому пакту.

В июле 1941 года в составе 1-го автомобильного батальона началось создание бронетанковой роты (первого подразделения хорватской армии, имевшего на вооружении бронетехнику), для которой из состава венгерских и итальянских войск были переданы несколько танкеток L3. В 1942 году немцы поставили хорватам ещё четыре танка PzKpfw I и 16 трофейных польских танкеток TK и TKS, а в 1943—1945 гг. передали дополнительное количество бронетехники (в том около роты танков Hotchkiss H-39).

В октябре 1941 года была создана железнодорожная охрана.

В ноябре 1941 года в Рурни в составе 16-го пехотного полка хорватской армии из проживавших на территории Хорватии немцев-«фольксдойче» был сформирован отдельный 1-й егерский батальон под командованием бойника (майора хорватской армии) Йоаханна Стречхера. Личный состав батальона был обмундирован в стандартную униформу хорватской армии, однако с 2 февраля 1942 года на левом рукаве выше локтя был нашит специальный круглый знак со свастикой.

25 ноября 1941 года правительство Хорватии подписало Антикоминтерновский пакт.

Помимо вооружённых сил НГХ, во время Второй мировой войны граждане НГХ (хорваты, немцы-«фольксдойче» и представители иных национальностей) служили в вермахте, подразделениях и войсках СС.

  • ещё в апреле 1941 года несколько хорватских немцев-«фольксдойче» вступили добровольцами в дивизию СС «Лейбштандарт»
  • с 16 сентября 1941 года начался призыв хорватских немцев-«фольксдойче» в вермахт и войска СС[10]
  • с лета 1942 года хорватскими немцами-«фольксдойче» начали пополнять 7-ю горную дивизию СС «Принц Евгений» — в общей сложности, в эту дивизию было направлено около 3500 хорватских «фольксдойче»
  • в июле 1941 года был сформирован хорватский 369-й пехотный полк вермахта; осенью 1942 года — 369-я хорватская пехотная дивизия вермахта; в 1943 году — 373-я и 392-я пехотные дивизии вермахта и 13-я горная дивизия СС «Ханджар» (1-я хорватская); в 1944 году — 23-я горная дивизия СС «Кама» (2-я хорватская) и 9-й хорватский горный корпус СС
  • также, в 1944 году была сформирована оперативная группа «SS-Jagdeinsatz Kroatien», находившаяся в подчинении «Истребительного соединения СС „Юго-Восток“» («SS-Jagdverband Südost»).

В общей сложности, только в войсках СС служило около 25 тыс. проживавших на территории НГХ немцев-«фольксдойче».

Кроме того, в ноябре 1941 года в составе вооружённых сил Италии был сформирован Хорватский легион (Legione Croata Autotransportabile) общей численностью 1320 военнослужащих.

Хорватские войска и иные вооружённые формирования участвовали в борьбе с антифашистским партизанским движением на Балканах и войне против СССР.

Вооружённые силы Хорватии (с 1991 года) Править

Официальной датой создания хорватской армии является 3 ноября 1991 года. Первые армейские подразделения были сформированы на основе созданных весной 1991 года отрядов Национальной гвардии Хорватии. Значительная часть техники и вооружения была захвачена на складах воинских частей ЮНА, в дальнейшем, правительство Хорватии начало закупать оружие за рубежом.

24 августа 1991 года в составе хорватской армии была создана военная полиция, численность которой к октябрю 1991 года была увеличена до 6500 военнослужащих. После окончания войны в 1995 году военная полиция была преобразована в 7 отдельных батальонов военной полиции Хорватии.

В конце 1991 года был начат выпуск официального печатного издания вооружённых сил Хорватии: «Hrvatski vojnik».

25 мая 2000 года Хорватия одной из последних европейских стран вошла в программу НАТО «Партнёрство во имя мира», а 1 апреля 2009 года — вступила в блок НАТО.

В феврале 2003 года Хорватия направила воинский контингент в Афганистан. В январе 2005 года хорватские инструкторы начали обучение афганской полиции, с 2006 года — афганской армии. В период с 2003 года до 22 ноября 2006 года военнослужащие Хорватии четыре раза вступали в боевые столкновения с противником. В конце ноября 2006 года в провинции Кандагар был ранен первый хорватский солдат. В мае 2008 года численность хорватского контингента в Афганистане составляла свыше 200 чел, в дальнейшем, численность была увеличена до 300 военнослужащих. В декабре 2009 года по просьбе США Хорватия вновь увеличила численность контингента в Афганистане на 50 военнослужащих, до 350 человек. В декабре 2010 года парламент Хорватии утвердил решение о том, что в 2011 и 2012 годы численность хорватского контингента будет составлять 350 военнослужащи. По состоянию на 1 августа 2013 года, численность хорватского контингента ISAF составляла 181 военнослужащих.

Военные расходы в 2009 году составили 1,005 млрд долларов США, или 1,52 % ВВП.

С 2008 года комплектование вооружённых сил производится по контракту, призыв отменен.

Участие в военных преступлениях Править

Ряд действий хорватской армии расценивается как военные преступления. После войны ряд хорватских генералов и военнослужащих более низкого звания преследовался Международным трибуналом по бывшей Югославии в Гааге по обвинениям в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Некоторые из них были арестованы в Хорватии, другие в других странах. Некоторые из них были оправданы, дела других были переданы хорватскому правосудию, которое приговорило их к различным срокам заключения. В частности, генерал Мирко Норац был осужден за резню в Госпиче.

Ряд хорватских военных был осужден за участие в таких военных преступлениях в Хорватии как массовые убийства в Сисаке, резня в Госпиче, резня в Паулин-Дворе и т. д. В вину некоторым хорватским военнослужащим вменяется участие в таких событиях на территории Боснии и Герцеговиныкак резня в Сиековаце и резня в Мрконич-Граде.

Современное состояние Править

По состоянию на 2011 год, общая численность вооружённых сил составляла 18,6 тыс. чел. (ещё 3 тыс. служили в полиции), количество резервистов — 21 тыс. чел.

  • сухопутные войска насчитывали около 11 390 военнослужащих, на вооружении находились 261 танк (в том числе, 186 Т-55, а также M47, M84 и Т-72М), 8 САУ, 104 БМП, 38 бронетранспортёров, два БРДМ-2, 416 буксируемых орудий полевой артиллерии, 132 противотанковых орудия Т-12, 222 РСЗО, 790 миномётов.
  • военно-воздушные силы и ПВО насчитывали 3,5 тыс. военнослужащих, шесть истребителей МиГ-21бис, четыре МиГ-21УМ, два военно-транспортных Ан-32, пять лёгких самолётов Zlin Z242L, двадцать PC-9, четыре CL-415, один AT-802F, а также 14 транспортных вертолётов Ми-8, десять Ми-171 и восемь Bell 206B.
  • военно-морские силы насчитывали 1850 военнослужащих, две отдельные роты морской пехоты, три сверхмалые подлодки, два корвета, три ракетных катера, два малых десантных корабля, 8 речных патрульных катеров, четыре десантных катера, один тральщик LM-51, один учебный корабль, одно спасательное судно, один транспортный корабль PT-71 и два буксира, а также 21 артиллерийскую батарею береговой обороны и три батареи противокорабельных ракет RBS-15.

Города Европа Страны Европы ПРК
Государства
АвстрияАлбанияАндорраБеларусьБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияДанияИрландияИсландияИспанияИталияЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссияРумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаФинляндияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония
Зависимые территории
Аландские островаГернсиГибралтарДжерсиОстров МэнФарерские островаШпицбергенЯн-Майен
Непризнанные и частично признанные государства
Донецкая Народная РеспубликаЛуганская Народная РеспубликаПриднестровская Молдавская РеспубликаРеспублика Косово