ФЭНДОМ

Калу́жская о́бласть — субъект Российской Федерации. Входит в состав Центрального федерального округа. Расположена в центре Европейской части России. Образована в 1944 году. Граничит с МосквойМосковскойТульскойБрянскойСмоленскойОрловской областями. Областной центр — город Калуга, расположен в 143 км от МКАД.

История Править

Территория Калужской области обитаема с древнейших времён. Самые древние стоянки, обследованные археологами, относятся к эпохе мезолита (10—6 тысяч лет до н. э.). К эпохе бронзы относятся могильники фатьяновской культуры.

На Чёртовом городище в III—V веках существовало укреплённое поселение мощинской культуры.

В раннем Средневековье на территории Калужской области жили вятичи. Первые упоминания о калужских городах появляются в связи с событиями XII века, а именно, с феодальной войной Олеговичей и Мономаховичей (Козельск (в составе Черниговского княжества) — 1146 год, Серенск — 1147 год, Воротынск — 1155 год, Мосальск — 1231 год). В XΙV веке калужский край был местом постоянного противоборства между Литвой и Москвой.

В 1371 году литовский князь Ольгерд в жалобе Константинопольскому патриарху Филофею на митрополита Киевского и всея Руси Алексея, среди отнятых у него Москвой городов впервые называет Калугу. Традиционно считается, что Калуга возникла как пограничная крепость для защиты Московского княжества от нападения со стороны Литвы.

В 1480—1481 годах на калужской земле произошло важное для всей российской истории событие — «Стояние на реке Угре», следствием которого явилось освобождение русской земли от татаро-монгольского ига и превращение Москвы в суверенное государство. В XVI—XVII веках Калуга — не только военно-оборонительный пункт, в крае активно развиваются торговля и ремесла. Источники свидетельствуют о том, что в богатом городе были развиты искусство деревянной резьбы и ювелирное дело.

После воссоединения России и Украины в 1654 году Калуга становится посредницей в торговле между Москвой и Украиной, что в большой степени способствовало дальнейшему экономическому развитию. Указом Екатерины II от 24 августа 1776 года было учреждено Калужское наместничество, которое объединило Калужскую и Тульскую губернии. Центр наместничества принял новый вид, планировка и застройка Калуги и по сегодняшний день являет собой блестящее достижение русского градостроительного искусства конца XVIII — начала XIX веков. В царствование Павла I в 1796 году. Калужское наместничество преобразовано в губернию. Конец XVIII — первое тридцатилетие XIX века — время экономической стабильности края. Калуга продолжает играть посредническую роль, торгуя с Москвой, Петербургом, Украиной, Сибирью, Польшей и немецкими городами.

Туризм Править

  • Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь, основанная в конце XIV века раскаявшимся разбойником Оптой;
  • Казанская Свято-Амвросиевская пустынь (Шамордино), основанная преподобным Амвросием Оптинским в 1884 г.;
  • Боровский Пафнутьев монастырь, основанный в середине XV века преподобным Пафнутием Боровским;
  • Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце, связанный с победой в Отечественной войне 1812 года;
  • Свято-Тихонова пустынь — монастырь, основанный в XV веке отшельником — преподобным Тихоном Медынским;
  • Спасо-Преображенский Воротынский монастырь (получил в народе название Спас-на-Угре), построенный в память о Великом стоянии на реке Угре;
  • Свято-Георгиевский Мещовский монастырь

.К основным объектам экотуризма в Калужской области относятся охраняемые природные территории: национальный парк «Угра» и заповедник «Калужские засеки», а также парк птиц «Воробьи», расположенный на территории Жуковского района, и ландшафтный парк Никола-Ленивец в Дзержинском районе.

Культура Править

В области действует Калужский областной драматический театр им. А. В. Луначарского, пользующийся любовью калужан.

Калужская область занимает десятое место (среди всех субъектов федерации) по количеству победителей на ежегодно проходящих Молодёжных Дельфийских играх России.

Транспорт Править

Крупные транспортные узлы региона — Калуга, Обнинск и Сухиничи.

Основной автомобильной магистралью является М3 «Украина», с интенсивностью движения до 13800 автомобилей в сутки (эту трассу с недавнего времени сделали платной) проходящая через города Балабаново, Обнинск, вблизи Малоярославца, Калуги, Сухиничи и города Жиздра. Важное значение имеет и федеральная автодорога А130 «Москва — Малоярославец — Рославль — граница с Белоруссией» (бывшая А-101, Москва — Варшава, «Варшавка»), с интенсивностью движения до 11 500 автомобилей в сутки, проходящая через Белоусово, Обнинск, Малоярославец, МедыньЮхнов, около Спас-Деменска. Кроме того, региональное значение имеет автодорога Р132 Вязьма — Калуга — Тула — Рязань с интенсивностью движения до 6750 автомобилей в сутки, и участок А108 «МБК», проходящий через город Балабаново. Протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием составляет 6564 км. Плотность автодорог общего пользования с твёрдым покрытием — 165 км на 1000 км².

Основная железнодорожная магистраль — Москва — Киев, проходящая через Балабаново, Обнинск, Малоярославец, Сухиничи. Кроме того, важны однопутные тепловозные линии Вязьма — Калуга — Тула (через Мятлево, Полотняный Завод, Пятовский), Сухиничи — Смоленск (через Спас-Деменск), Сухиничи — Рославль (через Киров), Сухиничи — Тула (через Козельск), Козельск — Белёв, Вязьма — Брянск (через Киров и Людиново), а также ветка Брянск — Дудоровский. В Калуге размещено крупное локомотивное и моторвагонное депо. Протяжённость железных дорог общего пользования составляет 872 км. Плотность железных дорог общего пользования — 29 км на 1000 км².

В области размещено четыре аэродрома, среди них один гражданский — вблизи Калуги международный аэропорт «Калуга», военные в городе Ермолино и крупный военный аэродром Шайковка.

В перечень внутренних водных путей России включён участок течения Оки от Калуги, по реке осуществляются туристические поездки, организованы экскурсионные линии Серпухов — Таруса, Серпухов — Велегож, кроме того, двумя теплоходами «Луч» организована линия Калуга — Алексин. Протяжённость судоходных и условно судоходных внутренних водных путей составляет 101 км.

В межобластном пассажирском сообщении особое значение имеет железнодорожный экспресс Москва — Калуга (три отправления в сутки, время в пути — 2 часа 40 минут).

Flag-map of the Russian Federation.svg
Субъекты России ПРК
▼ Показать список ▼ ▲ Скрыть список ▲
Республики
АдыгеяАлтайБашкортостанБурятияДагестанИнгушетияКабардино-БалкарияКалмыкияКарачаево-ЧеркесияКарелияКомиКрымМарий ЭлМордовияСаха (Якутия)Северная ОсетияТатарстанТываУдмуртияХакасияЧечняЧувашия
Края
АлтайскийЗабайкальскийКамчатскийКраснодарскийКрасноярскийПермскийПриморскийСтавропольскийХабаровский
Области
АмурскаяАрхангельскаяАстраханскаяБелгородскаяБрянскаяВладимирскаяВолгоградскаяВологодскаяВоронежскаяИвановскаяИркутскаяКалининградскаяКалужскаяКемеровскаяКировскаяКостромскаяКурганскаяКурскаяЛенинградскаяЛипецкаяМагаданскаяМосковскаяМурманскаяНижегородскаяНовгородскаяНовосибирскаяОмскаяОренбургскаяОрловскаяПензенскаяПсковскаяРостовскаяРязанскаяСамарскаяСаратовскаяСахалинскаяСвердловскаяСмоленскаяТамбовскаяТверскаяТомскаяТульскаяТюменскаяУльяновскаяЧелябинскаяЯрославская
Города федерального значения
МоскваСанкт-ПетербургСевастополь
Автономная область
Еврейская
Автономные округа
Ненецкий[1]Ханты-Мансийский — Югра[2]ЧукотскийЯмало-Ненецкий[2]
  1. Входит в состав Архангельской области.
  2. 2,0 2,1 Входит в состав Тюменской области.