ФЭНДОМ

! Эта статья не соответствует правилам оформления и заполнения статей, принятым на Города и страны вики!
Требуется переоформить, пользуясь соответствующими руководствами.
!

Австрия (нем. Österreich, полная официальная форма: Австрийская Республика (Republik Österreich) — государство в Центральной Европе. Население 8,46 миллиона человек. Столица — Вена. Государственный язык — немецкий.

Федеративное государство, парламентская республика. Подразделяется на 9 федеральных земель.

На севере граничит с Чехией (362 км), на северо-востоке — со Словакией (91 км), на востоке — с Венгрией (366 км), на юге — со Словенией (330 км) и Италией (430 км), на западе — с Лихтенштейном (35 км) и Швейцарией (164 км), на северо-западе — с Германией (784 км).

Австрия — одна из богатейших стран мира. ВВП на душу населения около 46 330 долларов США (в 2012 году). Денежная единица — евро.

Член Организации Объединённых Наций, Европейского союза. В 1955 году провозгласила постоянный нейтралитет и неприсоединение к каким-либо военным блокам.

Происхождение названия Править

Название страны происходит от древненемецкого Ostarrеіch — Восточное государство. Название Австрия впервые упоминается в документе от 1 ноября 996 г.

Австрийский флаг является одним из самых древних государственных символов в мире. Согласно преданию, в 1191 году, во время одной из битв третьего крестового похода, белоснежная рубашка Леопольда V полностью была забрызгана кровью. Когда герцог снял с себя широкий пояс, на рубашке образовалась белая полоса. Сочетание этих цветов стало его знаменем, а в будущем флагом Австрийской Республики.

В честь Австрии назван астероид (136) Австрия, открытый 18 марта 1874 года австрийским астрономом Иоганном Пализой в Австро-Венгерской морской обсерватории в Пуле.

История Править

Земли современной Австрии были отвоёваны римлянами у кельтов в 15 году до н. э.. В VI—VIII века территорию будущего Тироля занимает германская народность баваров, территории будущих Австрии, Штирии и Каринтии занимают славяне. В 788 году завоёвана франками. В 803 году была создана Аварская марка, 976 году она была переименована в Восточную марку. С момента своего возникновения Австрия, Штирия, Каринтия и Тироль являлись абсолютными монархиями. В 1156 году Австрия выделена из состава Баварии в самостоятельное герцогство, которое в 1276 году перешло Габсбургам. С 1438 года герцоги Австрии избирались преимущественно императорами Священной Римской Империи, в 1453 году (к этому времени они уже были в личной унии), герцог Австрии получил титул эрцгерцога. В 1526 году к Австрии были присоединены Чехия и Хорватия. В результате Силезских войн страна лишилась Силезии. В конце XVIII века, в результате раздела Польши, к Австрии были присоединены Галиция, Малая Польша и Южная Мазовия (как Западная Галиция). В 1687 году в унию с Австрией попала Венгрия. В результате войн с Францией, в 1806 году Эрцгерцог Австрии лишился титула императора Священной Римской Империи, но получил титул император Австрии, а с 1815 года после создания Германского союза императоры Австрии являлись его президентами, Страна лишилась Южной Мазовии, но получила Ломбардию и Венето. В 1859 году в результате поражения в Австро-итало-французской войне она лишилась Ломбардии и Венето, в 1866 году в результате поражения Австрии в Австро-прусской войне Германский союз самораспустился.

В 1867 году австрийским императором была издана конституция, провозглашавшая Австрию конституционной дуалистической цензовой монархией, законодательным органом становился имперский совет (Reichsrat), состоявший из палаты лордов (Herrenhaus), состоявший из титулованного дворянства, и палаты представителей (Abgeordnetenhaus), избиравшейся выборщиками на основе имущественного ценза по мажоритарной системе в 2 тура, главой государства — наследственный император, исполнительным органом — министерство (Ministerium), назначавшееся императором и нёсшее перед ним ответственность. Наиболее влиятельной партией стала социальная христианская партия. В начале XX века на выборах в палату представителей было введено всеобщее избирательное право, Социальная христианская партия сохранила своё влияние, но вровень с ней стала социал-демократическая партия Австрии.

11 ноября 1918 года кайзер Австрии и король Венгрии Карл I декларировал своё самоустранение от царствования над Австрией, 12 ноября 1918 года рейхсрат упразднил монархию и палату лордов, провозгласил империю республикой Немецкая Австрия (Republik Deutschösterreich) и частью Германской империи, что автоматически повлекло разрыв австро-венгерской унии и ликвидацию Австро-Венгрии. В тот же день рейхсрат принял «Закон о государственной форме и форме правления Немецкой Австрии» (Gesetz über die Staats- und Regierungsform von Deutschösterreich), согласно которому для принятия конституции назначались выборы в конституционное национальное собрание (Konstituierende Nationalversammlung), до его созыва временным законодательным органом становилось временное национальное собрание (Provisorische Nationalversammlung), в которое вошли все члены рейхсрата созыва 1911 года, избранные от немецкой части Австрии, временным исполнительный органом стал государственный совет (Staatsrat) во главе с статс-канцлером (Staatskanzler), которым стал социал-демократ Карл Реннер. 13 ноября 1918 года Карл I декларировал своё самоустранение от царствования над Венгрией, 16 ноября 1918 года государственное собрание упразднило монархию и провозгласило Королевство Венгрия Венгерской народной республикой — разрыв австро-венгерской унии был признан Венгрией. 14 ноября члены рейхсрата от заселённых чехами округов Богемии, Моравии и Силезии образовали Чехословацкое революционное национальное собрание, которое провозгласило Чехословацкую республику.

16 февраля 1919 года прошли выборы в конституционное национальное собрание первое место на которых получила социал-демократическая рабочая партия Австрии, второе место с небольшим отрывом — христианско-социальная партия. 14 марта оно приняло законы о народном представительстве и о государственном правительстве, согласно которым законодательным органом становилось конституционное национальное собрание, исполнительным органом — государственное правительство (Staatsregierung). 10 сентября 1919 году был подписан Сен-Жерменский мирный договор, Австрии было запрещено воссоединение с Германией, она признавала независимость Чехословакии, Венгрии, Южная Штирия, Славония, Далмация и Хорватия передавались Югославии, Трансильвания и Буковина — Румынии. 21 октября 1919 года его ратифицировало конституционное национальное собрание изменив название государства на Республика Австрия. 10 октября 1920 года оно приняло федеральный конституционный закон, провозглашавший Австрию федеративной демократической парламентской республикой, учредивший федеральное собрание в качестве законодательного органа, состоящего из федерального совета и национального совета, должности федерального президента, федерального канцлера и федеральных министров и федеральное правительство.

4 марта 1933 года федеральный канцлер Энгельберт Дольфус распустил федеральное собрание и через год издал так называемую «майскую конституцию», упразднившую его. Она заменяла народное представительство корпоративным, законодательным органом становился федеральный сейм (Bundestag), 20 членов которого назначались государственным советом, назначавшегося федеральным президентом, 10 — федеральным экономическим советом, назначавшегося профсоюзами и торгово-промышленными союзами, 10 — федеральным культурным советом, назначавшегося творческими союзами, 9 — советом земель (Länderrat), в который по должности входили земские капитаны, исполнительным органом оставалось федеральное правительство, главой государства — федеральный президент.

В 1938 году произошел аншлюс, её аннексия нацистской Германией, федеральные земли были преобразованы в рейхсгау Вена, Верхний Дунай, Нижний Дунай, Каринтия, Зальцбург, Штирия, Тироль-Форарльберг, управляемые назначаемыми рейхсканцлером Германии наместниками.

В апреле 1945 года войска стран антигитлеровской коалиции изгнали из Австрии вермахт, фашистские наместники были смещены, власть была передана временным земельным правительствам (в некоторых землях они назывались временными земельными комитетами), состоящим из противников фашизма. 27 апреля 1945 года было создано на общегосударственном уровне временное государственное правительство (Provisorische Staatsregierung) из социал-демократов, коммунистов (входили до 1947 года) и христианских социалистов, во главе с статс-канцлером социал-демократом Карлом Реннером. Начался процесс денацификации, для контроля за которым страна была оккупирована войсками четырёх государств-членов антигитлеровской коалиции и разделена на четыре зоны оккупации: советскую, британскую, американскую и французскую. 4 июля 1945 года для осуществления непосредственного контроля за денацификацией была создана межсоюзническая контрольная комиссия по Австрии (Alliierte Kommission für Österreich), состоящей из представителей оккупирующих сторон. В сентябре 1945 года были разрешены политические партии, крупнейшими из которых стали Социалистическая партия Австрии, Австрийская народная партия, Коммунистическая партия Австрии и Демократическая партия. 25 ноября 1945 года были проведены выборы в национальный совет. Осенью 1945 года был восстановлен федеральный конституционный закон 1919 года. Переговоры о заключении мирного договора начались в 1947 году, но заключён он был только 15 мая 1955 года. В октябре того же года принят закон о постоянном нейтралитете Австрии, который она соблюдает до сих пор. 25 октября все союзнические войска с территории Австрии были выведены.

Времена «холодной войны» принесли дипломатическую известность Австрии, её столице Вене. Здесь обосновались представительства крупнейших международных организаций, в том числе ООН. Успешно развивалась послевоенная экономика страны.

1 января 1995 г. Австрия присоединилась к Европейскому Союзу

Города Европа Страны Европы ПРК
Государства
АвстрияАзербайджан (частично в Азии) • АлбанияАндорраАрмения (географически полностью в Азии, политически Европа) • БеларусьБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаВатиканВеликобританияВенгрияГерманияГрецияГрузия (частично в Азии) • ДанияИрландияИсландияИспанияИталияКипр (географически полностью в Азии, политически Европа) • ЛатвияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМакедонияМальтаМолдавияМонакоНидерландыНорвегияПольшаПортугалияРоссия (частично в Азии) • РумынияСан-МариноСербияСловакияСловенияУкраинаТурция (частично в Азии)

ФинляндияХорватияЧерногорияЧехияШвейцарияШвецияЭстония

Зависимые территории
Аландские островаГернсиГибралтарДжерсиОстров МэнФарерские островаШпицбергенЯн-Майен
Непризнанные и частично признанные государства
Донецкая Народная РеспубликаЛуганская Народная РеспубликаПриднестровская Молдавская РеспубликаРеспублика Косово